Старшее поколение педагогов с трудом привыкает к изменениям, произошедшим за последние 20 лет. Дети не расстаются с планшетами и смартфонами, общаются в социальных сетях и находятся в совершенно другом информационном пространстве. Это сказывается и на образовании. Несмотря на доступность информации, ее становится слишком много. Среднестатистический школьник не в состоянии усвоить такой объем знаний, не умеет искать, анализировать и выделять нужное.
Именно поэтому привычные методы уже не справляются со своей задачей – воспитать личность, способную быстро потреблять огромные информационные массивы, оптимально подбирать доступный инструментарий в профессиональной деятельности. Упор необходимо делать на ассоциативном мышлении и умении запоминать базовые триггеры, которые помогут поднять пласт знаний и применить его на практике.
Обычная зубрежка и запоминание наизусть больше не оправдывают себя. Какой смысл запоминать то, что через год потеряет свою актуальность? Цель обучения 21 века – научить учиться.
Роль технических средств в образовании
Доска, указка и красочный плакат не теряют своей актуальности по сей день. Но реальной силой обладают современные технологии. Даже самые маленькие ребята знакомы с сенсорами и привыкли управлять картинкой на дисплее простыми движениями пальцами. Тем проще им пользоваться подобными средствами на уроке.
Перевод обучения в привычную для детей технологическую область существенно упростит процесс потребления знаний.
Принципы работы
Для ребенка это просто большой планшет. Он ждет от него наглядности, игр и интересных занятий. В силах педагога реализовать все это. В результате мы получаем:
- повышение интереса к новому материалу;
- развитие ассоциативного и пространственного мышления;
- формирование навыков действовать по алгоритму.
Технологически интерактивная доска (ИД) – это сенсорный экран, который управляется маркером или руками. Он подключается к компьютеру, на котором загружено специализированному программное обеспечение. Многие опытные учителя уже давно воспринимают ее как просто второй монитор. Изображение выводится посредством проектора. Поэтому ответ вопрос «Как работать с интерактивной доской» лежит в области владения инструментарием.
Возможности программного обеспечения
Основной работы является ПО, которое зависит от модели и производителя. Но в целом, несмотря на различие интерфейса, все оболочки построены по единому принципу. Они включают в себя:
- сервис для создания уроков (конструкторы);
- инструменты для сохранения написанного на поверхности;
- среду исполнения сформированных задач.
Главная цель учителя – выстроить методику и согласно ей создать комплекс учебных материалов. Это немногим сложнее, чем вырезание из картона наглядных учебных пособий, которое имело место в школе еще в 90-х прошлого века. Современный подход требует нового видения.
Все задания строятся в программе и делятся на типы:
- презентация;
- перетаскивание объектов;
- заполнение пустых клеток.
В итоге мы получаем задачи по выстраиванию логической цепочки, разделению целого на части, или наоборот, формирование из частей и т.д.
Работа учителя заключается в следующем:
- создание плана урока и формирование практического комплекса;
- определение роли ИД в изучение темы;
- разработка заданий в конструкторе.
Технологии
Сенсорные панели различаются:
- наличием маркера;
- количеством одновременных касаний;
- мобильностью.
Для частого использования в одном классе следует выбирать стационарный вариант с 3-6 касаниями. Это позволяет реализовать групповую деятельность.
Программная часть должна давать возможность разрабатывать обучающие модули по различным предметам. Например, для второго класса можно создать задание по русскому языку расставить пропущенные буквы путем их перетаскивания. А для девятиклассников необходима имитация создания электрической цепи, передвигая и соединяя компоненты. Принцип реализации один и тот же – перемещение объектов.
Процесс упрощается, когда в программе управления есть функция загрузки и сохранения внешних объектов. В таком случае преподаватель может находить или создавать какие угодно изображения и использовать их в разработке.
Заключение
При умелом подходе интерактивная доска – это незаменимое средство обучения с самого раннего возраста. Особенно важно ее применение в средней школе, когда интерес учеников начинает угасать.
Второе преимущество – визуализация. Далеко не каждая школа может похвастаться наличием полностью оборудованных лабораторий по физике, химии, биологии. Использование же ИД вполне способно заменить огромное число различных вспомогательных инструментов.
Любой учитель, успешно внедривший эти технологии в образовательный процесс, может сказать, что интерактивная доска – это незаменимый атрибут современного образования.