Использование интерактивного оборудования

Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, выступая на заседании Совета по развитию информационного общества, подчеркнул, что никакой прогресс и модернизация невозможны без информационных технологий: «это касается и научно-технической сферы, и собственно вопросов управления, и даже вопросов укрепления демократии в стране». Говоря далее о развитии информационных технологий в социальной сфере, Медведев подчеркнул: «…нужно начинать массовое обучение школьных учителей новым технологиям, в том числе и информационным…».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ИЗ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДОСОК РАЗНЫХ ТИПОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Сегодня компетентным в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) должен быть любой учитель, независимо от того, какой предмет он преподает, какие технологии обучения использует.

Направления использования информационных и коммуникационных технологий в настоящее время должны быть не такими, как несколько лет назад. ИКТ должны быть не только средством представления учебного материала, инструментом, облегчающим работу преподавателя, они должны стать средством изменения всего учебного процесса.

В настоящее время под эгидой организации ЮНЕСКО идет разработка очень важного документа «Стандарты ИКТ-компетентности для учителей». В конце 2009 года опубликованы первые версии основных документов стандарта на русском языке.

Стандарты ИКТ-компетентности для учителей

Проект «Стандарты ИКТ-компетентности для учителей» направлен на улучшение работы учителей во всех сферах педагогической деятельности за счет применения ИКТ и новейших достижений в педагогике, планировании учебных программ и организации школьной работы.

Проект также призван помочь учителям использовать ИКТ и навыки работы с ними для повышения качества преподавания и развития сотрудничества с коллегами и учащимися.

Предполагается, что в результате внедрения стандартов преподаватели смогут руководить внедрением инновацион-ных методов обучения в своих учебных заведениях, базирующихся на использовании ИКТ.

Новые стандарты предполагают, что в случае широкого использования ИКТ в учебной деятельности учителя смогут сформировать у учащихся технологическую грамотность (т.е. умение решать учебные и бытовые задачи, а также впоследствии задачи профессиональной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечить более глубокое освоение знаний (понимание связи старого и нового знания, понимание причинно-следственных связей, оценивание роли и значения информации и др.), а также создание (моделирование) новых знаний (речь идет прежде всего о субъективно-новом знании).

Эти три аспекта использования ИКТ представлены на схеме.

Использование интерактивного оборудования в образовании

В настоящее время в образовательных учреждениях большинства развитых стран, в число которых входит Россия, широко используется интерактивное презентационное оборудование.

Комплект интерактивного презентационного оборудования включает в себя:

  • интерактивную доску;
  • интерактивный беспроводной (проводной) планшет;
  • интерактивный жидкокристаллический дисплей, объединяющий в себе функции монитора и цифрового планшета;
  • систему интерактивного опроса;
  • программное обеспечение.

Включение в состав информационной образовательной среды интерактивного оборудования и соответствующего программного обеспечения требует смены образовательной парадигмы со «знаниевой» (ориентированной на усвоение суммы знаний, передаваемых учителем), на «компетентностную» (ориентированную на формирование тех умений, которые будут востребованы в жизни, на активное участие обучающихся в процессе обучения, на большую роль их самостоятельной деятельности в учебном процессе).

Потенциал интерактивного оборудования в образовании

Современное интерактивное оборудование, по мнению создателей, при организации учебного процесса позволяет осуществлять:

  • поддержку индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
  • поддержку коллективной работы учащихся;
  • интерактивный диалог;
  • поддержку процесса создания учебных материалов совместно учителем и учащимися;
  • поддержку процесса взаимодействия ученик – учитель в реальном масштабе времени;
  • реализовывать интеграцию ресурсов единой образовательной ин-формационной среды в рамках одного учебно-методического комплекса;
  • реализовывать полный доступ к электронным вариантам учебных материалов;
  • осуществлять явное определение целей обучения и отслеживание результата;
  • получать информацию об усвоении предмета в режиме реального времени.

Обучающимся интерактивное оборудование позволяет:

  • осваивать новые области знаний и приобретать новые навыки (технологии, программное обеспечение, Интернет);
  • осуществлять совместную работу с другими учащимися через Интернет;
  • расширяет возможности для наверстывания пропущенных занятий и для дополнительного образования;
  • предоставляет возможность быстро включаться в учебный процесс;
  • предоставляет доступ к любым учебным материалам и тестам, представленным в локальной сети или сети Интернет.

Для преподавателей использование интерактивного оборудования важно потому, что можно:

  • использовать такие технологические приемы преподавания, которые облегчают общение с учащимися;
  • обеспечивать соответствие между учебными стандартами, задачами и планами;
  • реализовывать дифференцированный подход к обучению разных учеников (групп учеников);
  • готовить и использовать учебные материалы в привычных форма-тах приложений (PowerPoint, Word, Excel, веб-страницы);
  • осуществлять интеграцию электронных учебных материалов и проверочных заданий к ним;
  • быстро получать отклики от учащихся и автоматически вести статистику обучения и отчетов об успеваемости.

Вместе с тем анализ практики использования интерактивного оборудования показывает, что чаще всего учитель использует его как дорогостоящую классную доску с великолепными возможностями для представления учебного материала.

Деятельность учащихся при этом остается традиционной, ориентированной на восприятие материала, его запоминание. Главная же задача – поиск таких способов работы с интерактивным оборудованием, которые позволят модернизировать учебный процесс.

Хочется предложить только несколько идей использования интерактивного оборудования:

  • применение с его использованием технологических приемов визуализации информации (построение кластеров, ментальных карт, графов, различных таблиц) / на солидарной основе учитель – учащиеся;
  • применение в обучении технологических приемов, направленных на формирование мыслительных умений высокого уровня (анализ, синтез, оценка), на превращение информации в знание, которое формируют и моделируют сами учащиеся (ранжирование информации, построение причинных карт, приемы аргументации и построения доказательств)
  • использование интерактивных технологических приемов, когда учащиеся работают в парах и малых группах над решением задач, поставленных учителем, представляют результаты своей деятельности, анализируют и оценивают работы друг друга;

Это лишь малая толика возможных направлений использования интерактивного оборудования.

Поиск новых способов и направлений его применения оправдает те значительные финансовые вложения, которые использовались для его приобретения и установки.

Опубликовано: