Подбор оборудования для домашнего кинотеатра

Подбор и инсталляция домашнего кинотеатра трактуются в сети продающими компаниями и профильными специалистами по-разному, что в целом обусловлено степенью реальной ответственности перед клиентом-заказчиком – высокой у компаний-системных интеграторов и условной у чисто продающих структур, как правило не связанных с проектированием, монтажом, подключением, настройкой и программированием систем домашнего кинотеатра.

Вместе с тем, с большой долей вероятности можно утверждать, что:

  • если успешная инсталляция домашнего кинотеатра зависит в основном от уровня квалификации и опыта работы в этой области профильных специалистов, то подбор домашнего кинотеатра в «коробке»  или отдельных компонентов системы это исключительно командная работа: заказчика с его субъективными предпочтениями по дизайну, возможностями выделенного под кинозал помещения, финансового бюджета и профильной компании, определяющей оптимальный вариант системы по качеству воспроизведения аудио/видео, акустическим параметрам кинозала, цене и функциональности с учетом перспективы модернизации;
  • подбор домашнего кинотеатра нужно начинать с помещения (его акустики, целевого назначения, геометрических размеров и т.д.) и с учетом выделенного бюджета.

Подбор домашнего кинотеатра по помещению

Условно объем будущего кинозала определяет мощность усиливающей аппаратуры и акустических систем, линейные размеры помещения  ирасположение мест прослушивания/просмотра – величину диагонали телевизионной панелиили проекционного экрана.

Условно, поскольку при изменении акустических параметров кинозала с помощью звукоизоляционных, звукорассеивающих и звукоотражающих панелей и хорошей блокировке распространения звука в смежные помещения оптимальная мощность акустики домашнего кинотеатра становится больше субъективным понятием, определяемым предпочтениями владельца.

А вслучае комплектации домашнего кинотеатра 4К проекторами или 4К панелями нового поколения изменяется зависимость диагонали экрана телевизора/проектора от расстояния до мест просмотра (экран с большей диагональю может быть расположен на меньшем расстоянии от мест просмотра).

Более критичным при подборе домашнего кинотеатра является целевое назначение помещения, выделенного под просмотр фильмов в системе домашнего кинотеатра.

Если в квартире доме под кинозал определено отдельное помещение и возможны комплексные работы по формированию дизайна и коррекции акустических параметров, то подбор домашнего кинотеатра может осуществляться по техническим характеристикам комплектующих и дизайну в зависимости от планируемого размещения AV-блоков и акустики (скрыто в стенах/потолке для акустики и нише для стойки из системных блоков, или «навиду»).

Если домашний кинотеатр устанавливается в многоцелевом помещении (гостиная, кабинет, совмещенная кухня-гостиная и т.д.), то подбор комплектующих системы или «коробочного» домашнего кинотеатра в целом будет определяться выделенным пространством, оптимальным  в данной ситуации положением телевизионной панели и акустики по восприятию видео/аудио и дизайном комплектующих,  который должен (или может) быть гармоничным с дизайном интерьера помещения.

Здесь могут быть использованы плоские телевизионные панели или сворачивающиесямоторизованные) проекционные экран, встроенная в стены/потолок акустика или панели объемного звука, полноценные наборы системных блоков (проигрыватель, процессор-усилитель, AV ресивер) или их компактные моноблочные модели (DVD –ресивер, Blu-ray – ресивер).

Важно: Качество восприятия аудиоконтента зависит не только от качества воспроизводящей звук аппаратуры, но и от акустических параметров помещения, качество восприятия видео от освещенности кинозала и направленности потоков света.

Поэтому исключительно важной является подготовка помещения для инсталляции домашнего кинотеатра,  которая планируется на этап епроектирования домашнего кинотеатра и выполняется до установки системы в кинозал.

Подбор домашнего кинотеатра по видео воспроизводящей аппаратуре

Подбор домашнего кинотеатра по видеовоспроизводящей аппаратуре на текущий момент остается наиболее сложной задачей, как для владельца – заказчика, так и для специализированной компании – инсталлятора.

Если владельцу даже с определенным багажом технических знаний предельно сложно разобраться с преимуществами или недостатками той или иной телевизионной панели проектора, то компания инсталлятор должна учесть все возможные внедренные перспективные и отживающие свое технологии воспроизведения видеоконтента в телевизорах проекторах, чтобы в ближайшем будущем не стала критичной замена морально и технически устаревшей модели на новую.

Выбрать видеопанель или проектор с перспективой на 5 - 10  лет в условиях стремительно развивающихся технологий очень непросто, тем более, что ряд заявленных инноваций фактически являются сомнительно нужными в эксплуатации.

Тенденция к производству OLED видеопанелей и телевизоров/проекторов  4К разрешения не случайна, поскольку:

  • увеличение числа пикселей до формата 4К на экране одного размера и с одинаковой частотой развертки позволяет улучшить деталировку и качество передачи цветотонов изображения; 
  • решается пространственная проблема домашних кинозалов благодаря возможности размещения большего числа зрительских мест на меньшем расстоянии до экрана 4К телевизора/проектора;
  • при использовании 3D технологии с пассивными очками даже при частоте развертки в 100 и 200 Гц удается избежать нагрузки на глаза;
  • OLED панели не требуют подсветки, как обычные LCD, формируют более детальное и контрастное изображение, а также имеют ультрамалую толщину и по совокупности затрат дешевле в производстве.

Вместе с тем, по-прежнему востребованными остаются панели и 2D/3D  проекторы, особенно с учетом их возможностей на текущий момент и перспективу. Современные   LCD панели и проекторы могут иметь функции:

  • преобразования 2D в 3D изображение;

  • показа объемного 3D видео с очками пассивного/активного типа; 

  • трансляции видео с частотой развертки 120Hz, 240Hz и более, что делает абсолютно безопасным для глаз человека даже просмотр 3D контента с пассивными очками;
  • выхода через внешние каналы связи в Интернет с возможностью онлайн просмотра контента, записи на встроенный жесткий диск (или жесткий диск ресивера), посещения и работы с разными сетевыми ресурсами;
  • просмотра видео на экране и мобильном устройстве одновременно с помощью Wi-Fi связи и т.д.

Следует отметить, что выбор между проектором и телевизионной панелью ведущих производителей мира сегодня определяется больше субъективными предпочтениями владельца и влиянием на дизайн интерьера помещения (видеопанель «навиду» даже при расположении на подвижных кронштейнах, проекционный экран механически или моторизованный может быть полностью скрыт до использования).

Подбор домашнего кинотеатра по системным блокам

Как правило, современная система домашнего кинотеатра должна включать проигрыватель (DVD, Blu-ray или медиа- плеер), декодирующее цифровые сигналы устройство (процессорили AV ресивер) и усиливающую аппаратуру, передающую аналоговые сигналы на акустические системы.

В полных комплектах системных блоков присутствует автономный  DVD, Bluray плеер, предусилитель процессор и усилитель или усилители мощности, что позволяет эффективно управлять звуком и дает возможность модернизации всей системы путем замены одного из компонентов.

Более компактные системы домашнего кинотеатра включают AV ресиверы, в которых на одном шасси смонтированы предусилитель и многоканальный усилитель мощности.

Еще одним упрощением системы домашнего кинотеатра может стать объединение проигрывателя (плеера) и AV ресивера в одном блоке (DVD/BD-ресиверыв «коробочных» сборках, Blu-ray ресиверыв Hi-Fi компактных системах).

Лучшим и по гибкости и управлению считаются полные комплекты системных блоков, аналогичного качества, но более сложно модернизируемые сборки с AV ресивером, вынужденным вариантом, хотя иногда и высокого качества – с DVD или Blu-ray ресивером.

Подбор домашнего кинотеатра по акустическим системам

Акустика в домашнем кинотеатре может быть «видимой» напольной и настенной, скрытой в потолке или стенах,выполнена в виде компактной звуковой панели (саундбара) с обволакивающим объемным звуком.

В случае видимой акустики выбор систем основывается, как на технических характеристиках, так и дизайне. При комплектации скрытой акустикой – преимущественно на технически характеристиках.

Звуковые панели подбираются для мультифункциональных помещений при сложности использовать встроенные системы и невозможности размещения напольных/настенных акустических систем. Гарантированно полное восприятие объемного звука дают системы  многоканального звучания начиная с 5.1 или  с двумя сабвуферами (.2), причем в малой зависимости от видимого или скрытого расположения.

Вместе с тем нужно понимать, что разложение аудио на большое количество каналов определяется не числом акустических систем,  а форматом кодирования записи или потокового аудио. Несколько худший эффект дают системы 3:1 (две фронтальных,  одна центральная колонки и сабвуфер), как напольные/полочные, так и настенные.

Условно объемным звуком считают компактные саундбары, монтируемые под телевизионной панелью или автономно с сабвуфером.

Причем вне зависимости от числа и положения динамиков в звуковых панелях и позиционируемого распределения звука при грамотной и скурпулезной акустической обработке помещения удается добиться только имитации объемного звука, и поэтому звуковая панель можетслужить только вынужденным вариантом для домашних «кинозалов», совмещенных по назначению с другими помещениями (гостиной, кабинетом, спальней и т.д.).

Подбор домашнего кинотеатра по управлению

Необходимость работы с несколькими дистанционными пультами при управлении домашним кинотеатром долгое время вызывала неудовольствие владельцев и сегодня компании - производители решают проблему несколькими путями:

  • концентрацией управления в универсальных обучаемых пультах дистанционного управления, которые из-за большой популярности приложений для мобильных устройств доживают свои последние дни;
  • устройством связей между компонентами домашнего кинотеатра и коммутационными блоками, управляемыми, как со специальных компактных панелей, так и дистанционно и через сеть со смартфона или планшета; 
  • интеграцией управления домашним кинотеатром в панели контроля и управления «умным домом»;
  • разработкой программного обеспечения для смартфонов, планшетов, плееров и т.п., причем этим, как правило, занимаются компании-инсталляторы и/или системные интеграторы. 

Таким образом, сегодня возможно комфортное управление домашним кинотеатром, как подсистемой умного дома/мультирума расширенной функциональности через напольные/ настенные панели смартфонами, планшетами и другими электронными устройствами с операционной системой путем установки специального приложения, а также обучаемыми дистанционными пультами, если домашний кинотеатр полностью автономен.

Опубликовано: