Реализация проекта оснащения микрофонно-акустической системой Алексеевской церкви Благовещенского монастыря Нижнего Новгорода.

Компания СитиМедиа завершила реализацию проекта оснащения микрофонно-акустической системой внутреннего размещения Алексеевской церкви Благовещенского монастыря Нижнего Новгорода.

Техническое описание проекта по разделам:

Раздел 1. Задачи. 

Задача проекта - необходимость модернизировать или заменить систему озвучивания Алексеевской церкви Благовещенского Монастыря города Нижнего Новгорода. Текущее состояние системы - в храме имеется аналоговый усилитель-микшер на 2 канала и 2 колонки, которые установлены на свод церкви, а также 2 радиомикрофона Shure.

Недостатки:

  • неразборчивая речь;
  • сильное эхо;
  • микрофонами пользоваться неудобно;
  • церковный хор заглушает читающего даже в микрофон. Звук от хора идет по сводам и хорошо различим только в закрытом алтаре, а не прихожанам, стоящим в зале.

Необходимо создать четкое звуковое пятно именно в центре приалтарной - 1 зона. Создать микрофонную систему пригодную для работы с ревеберацией более 7 секунд.

Предусмотреть:

  • 2 узконаправленных микрофона для читающих с обоих сторон алтаря;
  • 1 узконаправленный микрофон закрепленный на алтаре для дьякона;
  • 2 петличных радиомикрофона с большим временем автономной работы.

Акустика должна быть настенного вида, закрепленной на балкончике. Там же должны быть проложены кабеля. Очень важен внешний вид! Колонки желательно бежевого цвета в количестве 6 штук с автономным управлением.

Предусмотреть процессор для компенсации основных резонансных модуляций и микрофонного эффекта. Предусмотреть возможность аппаратного управления системой без использования ПК. Предусмотреть пресеты для различных сценариев служб. Микшер+процессор+услилитель смонтировать в напольном или настенном 19 дюймовом закрытом шкафу с фильтрами и вентиляционными отверстиями.

Раздел 2. Реализация. 


аудиовизуальные технологии от EclerДля реализации поставленных задач магазином интерактивных решений СитиМедиа было предложено оборудование ведущего европейского бренда ECLER.

Компания Ecler была основана в 1965 году в Испании и успешно функционирует на рынке аудиовизуальных технологий уже почти 50 лет.

Бренд устойчиво ассоциируется с профессиональными акустическими решениями в корпоративном секторе. Оборудование отлично подходит для инсталляции в образовательных, медицинских, административных и иных учреждениях, а также предприятиях торговли.

Высокую популярность бренда Ecler подтверждает широкая география инсталляции оборудования по всему миру. Государственные университеты в Италии и Великобритании, театр в Швейцарии, музей автомобилей в Германии, сеть торгово-развлекательных комплексов в Сингапуре, отели Valuas в Голландии, рестораны Midpoint в Турции – лишь некоторые из примеров инсталляции акустики Ecler.

В качестве основных приоритетов своей деятельности Ecler выделяет высокий уровень надежности, качество и постоянное стремление к инновациям. Компания делает упор на проектирование новейших продуктов, способных меняться вместе с новыми технологиями.

Система звукоусиления в храме

Для удобства рассмотрения системы звукоусиления разделим её на 7 основных составляющих.

Составляющая 1. Микрофоны

Православное богослужение состоит из: чтения, возгласов священников, дьяконских ектений и прокимнов и пения хора.

Сам храм разделяется на алтарь, находящийся за иконостасом, солею с амвоном, само храмовое помещение и притвор со смежными галереями. Так же ещё оборудуются два специальных места для чтецов, на солее и отдельно для хора, называемое клирос. Клирос обычно находится, с краю солеи. Таким образом, основные источники звука находятся в районах солеи, клироса, алтаря и центра храмового помещения.

Микрофоны в храме применяются двух основных видов:

  • инсталляционные (стационарно устанавливаемые) микрофоны;
  • беспроводные микрофоны.

Инсталляционные микрофоны -"пушки", монтируемые в держатель, который идёт в комплекте с микрофоном. Остановились на микрофоне: AKG C568B -микрофон конденсаторный (короткая `пушка`), поставляется в комплекте с держателем SA60 и ветрозащитой W98, разъемXLR.

Основные стационарные микрофонные точки:

1 микрофон сбоку от царских врат для ектений, чтений евангелия и апостола и возгласов из алтаря обращенных в створ царских врат.

Основные стационарные микрофонные точки в храме

Беспроводные микрофоны, учитывая определённую сложность в эксплуатации радиолиний в храме, применяются профессионального уровня со сдвоенным (диверситивным) приемником, дабы избежать неприятных казусов при выпадении радиосигнала.

Миниатюрный лавалье (петличный микрофон), укрепляемый на облачениях или одежде. Используется для проповеди с амвона, чтения шестопсалмия в центре храма и других служб вне действия стационарных микрофонов. Карманный передатчик удобно крепится на поясе или в кармане одежды. В проекте предусмотрены 2 петличных микрофона CK99AKGДля соборного чтения акафистов, пассии и т.п. использовалась радиосистема AKG DMS70 D на микрофонной стойке типа журавль.

Таким образом, стандартный набор, составляющий микрофонное хозяйство, состоит из 1 стационарной точки и двух радиолиний плюс микрофон на стойке. Данный комплект способен обеспечить звукоусилительную систему исходным сигналом в достаточном количестве и качестве, озвучивая все моменты богослужения, необходимые для последующего усиления.

Составляющая 2. Микшерная консоль

Задача звукоусиления разбивается на несколько зон по следующим причинам:

1. Наличие разных помещений для звукоусиления в самом храме: алтарь (помещение за иконостасом, где священнодействуют священники, им тоже плохо слышно чтецов, хор и дьяконов); само помещение храма, где располагаются прихожане; притвор - галереи (входной тамбур и коридоры вокруг основных помещений, где тоже могут находиться молящиеся).

2. Необходимость получения различных миксов в разные каналы звукоусиления. Так, например, алтарный микрофон обязательно нужен во всех зонах, кроме самого алтаря, микрофон клироса нужен во всех громкоговорителях, кроме расположенных возле клироса и т.д.

3. Необходимость решения проблем с возникновением акустической обратной связи. Необходимо развязывать близко расположенные микрофон и громкоговоритель.

Способов развязки здесь может быть несколько, но каждый из них требует наличия индивидуальной шины микширования в громкоговоритель, из-за которого возникает ОАС (обратная акустическая связь).

Цифровая матрица Ecler MIMO88

Установлен матричный пульт с большим количеством шин микширования.

Принимая во внимание, что нет необходимости оперативного управления всей системой, выбор пал на цифровую матрицу Ecler MIMO88. Это цифровая аудиоматрица 8х8, полностью программируемая и расширяемую до размеров 16х16 с использованием еще одной матрицы MIMO88 и возможностью подключения любого входа на любой выход.

Матрицу можно конфигурировать и управлять ей по сети Ethernet благодаря бесплатному модулю EclerNet. Модуль EclerNet обладает рядом полезных дополнительные функций:

  • клиенты удаленного управления совместимые с системой Windows® (графический дружелюбный интерфейс для конечного пользователя);
  • протокол TP-NET для интеграции с внешними системами управления Crestron®, AMX®, Extron®, др. ;
  • цифровые WPTOUCH настенные панели;
  • цифровые MPAGE16 вызывные станции;

Профессиональный уровень предлагаемого оборудования предполагает наличие собственной шины микширования на каждый канал усиления и максимальное разделение на зоны усиления. Эту задачу можно решить, только используя цифровой матричный пульт. Стандартный набор зон выглядит примерно так:

  • 1 - алтарь
  • 2-3 - солея -  левый-правый громкоговоритель;
  • 4-5 - храм  - левые-правые тыловые (surround) громкоговорители;
  • 6 - притвор;

При добавлении других помещений, линий трансляции, соответственно добавляется количество зон.Последнюю зону, при наличии дополнительных aux-посылов, предполагается разделить на столько, насколько позволит архитектура пульта и возможность получить раздельные каналы усиления.

Составляющая 3. Громкоговорители и усиление

Усиливать в храме нужно только человеческую речь и пение акапелла. Частотный спектр звуков, издаваемых человеческим голосовым аппаратом, довольно узок и находится в районе от 100 до 1000 Гц., поэтому здесь важна не широта частотного диапазона, а способность передавать все нюансы человеческой речи и пения.

По своим физическим параметрам с этой задачей лучше всего справляются акустические системы, в конструкции которых использованы динамические головки с диаметром диффузора от 6 до 8 дюймов. Храмовые помещения обладают, как правило, большим уровнем реверберации, а для повышения разборчивости важно преобладание в звуке прямого сигнала, поэтому акустические системы необходимо расположили как можно ближе к адресатам на высоте примерно 2-2,5 м и направили вниз под углом 20-30 градусов и небольшой мощности, чтобы по совокупности звукового давления как можно меньше вызывать реверберацию.

Помимо частотного диапазона и уровня звукового давления, акустические системы обладают таким параметром как "угол раскрыва", определяющего широту и форму звукового потока.

Очень важно, чтобы слушатели находились в зоне действия громкоговорителя, так как всё, что не попадёт в уши, уйдёт на "разгон" реверберации. И, как уже говорилось ранее, зоны действия акустической системы и работы микрофона должны иметь минимальное пересечение. Это достигается не только выбором направленности микрофона, но и выбором направленности громкоговорителя.

Таким образом, в проблемных местах возле микрофонных точек (в первую очередь на солее) используются узконаправленные громкоговорители с настенным креплением, позволяющем точно установить углы наклона.
Акустическая система ECLER AUDEO 106 WH

Помимо чисто вербальной функции, в храме ещё важна эстетическая составляющая. Кроме самой информации, необходимо донести и образ, в который "упакована" эта информация, то есть важна так называемая "музыкальность" звука акустических систем.

В данном проекте использовалась акустическая система ECLER [AUDEO 106 WH], цвет белый, дизайн GIUGIARO. Крепление в комплекте.  

Спецификация акустичесих систем выглядит примерно так:

1 -алтарь –  1 громкоговоритель на боковой стене;

2-3 - солея – левый и правый громкоговорители находящиеся немного за линией солеи, монтаж на боковые стены помимо вертикального угла наклона здесь установили горизонтальный угол в 45 градусов;

4-5 - тыловые (surround) левые и правые громкоговорители по 1 на сторону;

6 – громкоговоритель над входом в храм.

Места крепления акустики в храме

4

Составляющая 4. Усилители

При наличии зон, использующих большое количество маломощных громкоговорителей данном проекте использовался: 

Усилитель MPA серии ECLER [MPA6-80R] 6-канальный,80Вт/4Ом,52Вт/8Ом,мост 123Вт/8Ом, технология SMP, LED индикаторы на канал, баланс входы XLR, выходы EUROBLOCK, Stack, VCA порт для удаленных панелей управления,бесшумное охлаждение, высота 2U, отличающийся высокой выходной мощностью и возможностью регулировки каждого канала отдельно.

Составляющая 5. Размещение и хранение

 настенный шкаф Hyperline

Все оборудование монтировалось в 19-дюймовый (19") настенный шкаф Hyperline, c возможностью установки на ножки, цвет черный (RAL 9004) , имеющий дверцу с замком и вентиляцию. Сам шкаф  размещен в помещении кадильни. Все кабельные трассы закрыли кабель-каналами под цвет интерьера.

20 мая 2015 состоялось праздничное богослужение в честь праздника Вознесения Господня, где и прошла «боевое крещение» установленная в церкви система. На практике получилось очень четкое звучание голоса служащих, хорошо оформленное пением церковного хора. Прихожанам очень понравилось праздничное богослужение в новом формате, на практике реализуя поставленную задачу донесения слов провославной проповеди до каждого прихожанина, независимо от его расположения в храме.